Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

rot-min Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально развиты, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников с чистой речью.  При этом в ходе обследования детей с нарушениями речи отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.
 Можно сформулировать основные задачи, стоящие перед родителями в ходе коррекционной работы в домашних условиях:
 Необходимо широко использовать игры, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
 Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
 При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей сразличнымиречевыми расстройствами.
 Представленные ниже игры помогут ребенку в коррекции речевых нарушений, расширят объем памяти, внимания.

Домашние птицы

- Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
- Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще? 
- Сколько ног у двух кур?
- Сколько голов у трех уток?
- Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?
- У кого ног больше – у курицы или петуха?
- У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов?

Мебель

Если ты захочешь спать, дома ждет тебя ….(кровать).

- Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).
- С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).
- Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).
- Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).
- У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).
- Свитер, кофту, толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).
- Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

Забавные стишки на закрепление звука Ж

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот).
- И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по …(животикам).
- Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
еж – отец, ежиха – мать и ребенок …(ежик).
- С неба падают зимою и кружатся над землею
мягкие пушинки, белые …(снежинки).
- Улитка ползет по дорожке, то спрячет, то выпустит …(рожки).
- Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что  он …(жираф)

Скажи наоборот
Цель: практическое употребление предлогов К и ОТ, образование приставочных глаголов, расширение словарного запаса.


Мама подошла к столу. -…(Мама отошла от стола)
Заяц прибежал к лисе.
Собака подбежала к хозяину.
К Маше пришли гости.
Ласточка подлетела к дереву.
Больной пришел к врачу.
Лошадь привязали к столбу.
Папа  подошел  к машине.
Муравей ползет  к муравейнику.
Миша поехал  к бабушке.
Поезд подошел к станции.
Козленок прибежал к Марине.

Объясни словечко
Цель: Уточнение и формирование словарного запаса. Уточнение значения сложных слов.


Спросите у ребенка: «Что такое мясорубка?» (самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка, кофемолка, кофеварка, пароварка)
Спросите у ребенка: «Что значит косолапый, длинноухий, длинношеий, травоядный, земноводный, водоплавающий, насекомоядный, красногрудый, черноголовый, быстроногий?»

Рассказы – шутки.
Родители придумывают начало рассказа про любимого героя из сказки, мультфильма. Ребенок продолжает рассказ, придумывая свою историю. Финал можно придумать вместе.
Сказка о чайнике (диване, картине, игрушке, буханке хлеба и т. д.)

ПРИМЕР:
Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.